Пропустить навигацию.
Главная

А.Мазурин И.М.Воронцов Пропедевтика детских болезней УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ч 1

А.В.Мазурин И.М.Воронцов

Пропедевтика

детских

болезней

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов медицинских институтов

Педиатрический факультет

А. В. Мазурин И.М.Воронцов

Пропедевтика

детских

болезней

Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для с1удентов педиатрических факультетов медицинских институтов

Москва «Медицина» 1985

ББК 57 3 МІ?

УДК 616-053 2-07(075 8)

Рецензенты В П Бисярина академия АМН СССР за кафедрой

госпиталя педиатрии Омского медицинского института В Д Чеботарева

проф зав кафедрой пропедевтики детских болезней Киевского медицинского института имени А А Богомольца

Мазурин А. В., Воронцов И. М.

М12 Пропедевтика детских болезней — М Медицина, 1985 - 432 с , ил

В пер 1 р 80 к 100000 экт

В учебнике кратко излагается история развития педиатрии Особое

возраста проблеме современною физического нервно-психического развития детей в связи с акселерацией Рассматриваются врпросы

Учебник соответствует программе утвержденной Министерством здравохранения

С) Издательство «Медицина», Москва, 1985

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В 1932 1 в нашей стране впервые в мире были открыты педиатрические факультеты в медицинских институтах и организованы педиатрические медицинские институты. Первым учебником, которым пользовались студенты при изучении пропедевтики детских болезней, была «Физиология и диететика ребенка» [Лунц Р. О., 1935]. В 1940 г. были изданы учебники по пропедевтике детских болезней А Ф Тура, В. И Молчанова, Д. Д. Лебедева и Ю. Ф. Домбровской, по которым учились студенты педиатрических факультетов Эти книги неоднократно переиздавались Однако достижения современной медицины, в том числе и педиатрии, обогатили знания по клинической анатомии, о физиологических и биохимических особенностях здоровых и больных детей. В настоящее время применяются новые инструментально-лабораторные методы исследования, произошли значительные изменения в подходе к диа1ностике, определился выраженный патоморфоз клинического течения многих заболеваний, расширился объем лечебных и профилактических мероприятий

После последнего издания учебника «Пропедевтика детских болезней» прошло более 10 лет За это время значительно изменился учебный план подготовки врачей-педиатров, внесены серьезные изменения в программу курса пропедевтики детских болезней, повысились требования к квалификации выпускника медицинского института. На педиатрических факультетах открылись специализированные кафедры — неврологии, кожных болезней, отоларингологии, офтальмологии, гигиены и др., на которых детально изучаются методика исследования и особенности отдельных систем детского организма. В связи с этим отпала необходимость изложения этих специальных тем в курсе пропедевтики детских болезней. Кроме того, количество часов, отведенное учебным планом на изучение пропедевтики детских болезней, не позволяет охватить все разделы пропедевтической педиатрии, которая по существу является медициной детства Все это вызвало необходимость написания нового учебника в соответствии с новым учебным планом и программой

Авторы будут признательны за предложения и замечания, которые, несомненно, возникнут у читателей при изучении настоящего учебника.

ВВЬДЬНИЕ

Педиатрия (от греч. pais, род п paidos — дитя, utreia — врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода pocia, формирования и развития человеческого организма, который является наиболее ответственным в жизни человека. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответственность человека, избравшего своей профессией педиатрию

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим психологом и педагогом Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное развитие, а в случае заболевания — на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. Поэтому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских институтов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ребенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную организацию среды и режима жизни, а также питания детей различных возрастных периодов