Пропустить навигацию.
Главная

К. В. Судаков Нормальная физиология ч 4

Системные механизмы ориентировочно-исследовательской деятельности. На основе имеющейся потребности животные активно исследуют все ранее неизвестные раздражители окружающей среды и оценивают их в плане, способствующем или, наоборот, препятствующем удовлетворению доминирующей потребности.

Ориентировочно-исследовательская реакция усиливается при возрастании потребности, а также в тех случаях, когда факторы внешней среды не приводят к удовлетворению исходной жизненно важной потребности. Ориентировочно-исследовательская реакция оказывает на мозговую деятельность довольно сильное воздействие. При этом в нейронах мозга наблюдается активация экспрессии ранних генов — С-Рое и С-1ип и др. (К. В. Анохин).

Динамические программы поведения. Под влиянием доминирующей мотивации, ориентировочно-исследовательской деятельности и подкрепления в структурах мозга в меняющихся условиях существования формируются динамические программы поведения. Отличительной особенностью этих программ является то, что они гибкие и, как правило, включают в себя предвидение только наиболее значимых (опорных) раздражителей внешней среды, имеющих наиболее важное значение для удовлетворения ведущих потребностей организма.

В отличие от инстинктивной деятельности в этих программах часто не учитываются несущественные для удовлетворения доминирующих потребностей ранее полученные этапные результаты. Животные реагируют на ведущие (условные) сигналы, которые сразу направляют их к подкреплению.

Иллюстрирует приведенные положения поведение обучающегося удовлетворению своей пищевой потребности молодого животного — в данном случае щенка (рис. 8.7).

Рис. 8.7. Трансформация системокванта пищедобывательной деятельности щенка в процессе обучения. Схемы поведения необученного (А) и обученного (Б) животного:

1 — обстановка незнакомой комнаты; 2-5— промежуточные несъедобные результаты пищедобывательного поведения щенка; 6— конечный полезный

результат — пища

Щенок при наличии пищевой потребности для ее удовлетворения в ранее неизвестной среде использует генетические механизмы пищевой мотивации и врожденную ориентировочно-исследовательскую деятельность. Выпущенный в незнакомую комнату, щенок активно исследует все окружающие его предметы методом «проб и ошибок», в определенном месте обнаруживает пищу и съедает ее. Все раздражители, встретившиеся на пути животного к удовлетворению потребности, фиксируются в его памяти. Однако при программировании последующего поведения в этих же условиях используются не все этапные раздражители — среди них выбираются наиболее значимые (например, вид комнаты), которые сразу же при очередном возникновении пищевой потребности направляют щенка к ее удовлетворению, т.е. к пище. Теперь при повторном посещении данной комнаты поведение щенка радикально меняется. Попав в то же помещение, щенок сразу же устремляется к месту, в котором он в прошлый раз обнаружил пищу. В отличие от осы-сфекс щенок не воспроизводит все этапы предыдущего поискового поведения. Он реагирует только на те раздражители, которые непосредственно связаны с пищей (в данном случае — на комнату и расположение пищи в ней). Следовательно, для приспособительной деятельности щенка, направленной на удовлетворение пищевой потребности, из всего комплекса внешних раздражителей особое значение приобретают только определенные раздражители, которые наиболее надежно связаны с пищевым подкреплением и которые немедленно направляют его к этому подкреплению. Если теперь привести щенка в другую, незнакомую ему комнату, то весь процесс обучения повторится сначала. Правда, в этом случае животное уже использует ранее накопленный опыт по удовлетворению пищевой потребности. Однако если часто менять комнаты, в одних из которых животное получает пищу, а в других — нет, то комната как сигнальный раздражитель утрачивает свое значение. Животное в построении своего пищедо-бывательного поведения будет ориентироваться на другие, более надежные условные раздражители.

Таким образом, поведение, организованное по динамической программе, включает два обязательных момента:

1) выделение из множества раздражителей внешнего мира тех, которые связываются с последующей жизненно важной деятельностью, т.е. формирование условных рефлексов;

2)торможение условных раздражителей в случае, если они не обеспечивают удовлетворения потребностей животного.

Общие закономерности формирования приобретенного поведения. Поведение животных в изменяющейся среде характеризуют следующие закономерности:

• Выраженная ориентировочно-исследовательская деятельность, приспособительное значение которой состоит в извлечении генетических и ранее приобретенных навыков для

удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее неизвестной обстановке.

• На основе механизмов условных рефлексов животные связывают с удовлетворением потребности только определенные (наиболее информационно значимые) раздражители внешнего мира. Следы этих раздражений включаются в аппарат акцептора результатов действия и впоследствии при возникновении соответствующих потребностей направляют животных на их удовлетворение. Таким образом, импринтинговый механизм формирования акцептора результата действия продолжается всю жизнь.