Пропустить навигацию.
Главная

Карл Кениг Развитие чувств и телесный опыт

Карл Кениг Развитие чувств и телесный опыт

изготовил: ПЕТР ИВАНОВ РАЙЧЕВ - сканиран от книги

С О Д Е Р Ж А Н И Е

СТР.

Предисловие (Георг фон Арним).....................................................3

Введение......................................................................4

Чувство осязания............................................................................6

Что такое чувство осязания?.............................................................6

Осязательное переживание................................................9

Органы чувства осязания..................................................11

Чувство осязания как переживание страха............................14

Лечебная педагогика чувства осязания.................................18

Чувство жизни...............................................................22

Что такое чувство жизни?.................................................................22

Переживание чувства жизни..............................................24

Орган восприятия чувства жизни........................................27

Чувство жизни между страхом и стыдом..............................30

Лечебная педагогика чувства жизни....................................35

Чувство собственного движения.........................................40

Что такое чувство собственного движения?...................................40

Переживание чувства собственного движения........................42

Орган чувства собственного движения.................................45

Внутреннее переживание чувства собственного движения........48

Лечебная педагогика чувства собственного движения..............52

Чувство равновесия............................................................................56

Что такое чувство равновесия?.........................................................56

Переживание чувства равновесия.......................................58

Орган чувства равновесия.................................................61

Функции органов чувства равновесия..................................66

Внутреннее переживание чувства равновесия........................68

Несколько слов о метаморфозе чувства равновесия

в юном возрасте..............................................................70

Лечебная педагогика чувства равновесия..............................73

О связи чувства равновесия со слухом..................................76

Схема тела и телесные чувства.... Георг фон Арним..................78

Примечания....................................................................104

ПРЕДИСЛОВИЕ

Существенной целью всех лечебнопедагогических усилий является обучение, укрепление и дифференциация жизни чувств ребенка. Развитие их в дальнейшем определяет появление самосознания, образование межчеловеческих отношений, жизнь в собственном теле и постижение мира. Содержательный и живой чувственный опыт является почвой, в которой нуждается «Я» ребенка, чтобы проявить себя в полном значении и в согласии с судьбой. Чем богаче опыт и естественнее содержание восприятий каждой отдельной области чувств, тем гармоничнее общий образ самовосприятия и опыта в окружающем мире. Такие требования к лечебнопедагогической работе в особенности опираются на двенадцатиричную область чувств разработанного Рудольфом Штайнером учения о чувствах. Карл Кёниг (1902-1966) сделал первый вклад в педагогическое понимание учения о чувствах Р. Штайнера в своем появившемся в 1957 году курсе «Три первых года ребенка». Там в особенности обсуждаются проявления у ребенка тех чувств, которые служат установлению духовных отношений между людьми, т. е. «познавательных чувств». Затем, в период с 1959 по 1961 годы, в журнале «Das Seelenpflege-bedürftige Kind», были опубликованы заново переработанные статьи. Они были обращены к области «телесных чувств» и исследовали с лечебнопедагогической точки зрения основы переживания телесного бытия и его патологических форм проявления. Работа над учением о чувствах Рудольфа Штайнера многие годы оказывала определяющее влияние на лечебнопедагогические исследования Кёнига. Поэтому оба эти представления нужно рассматривать как части общей концепции, целью которой было подвергнуть рассмотрению с лечебнопедагогической точки зрения всю область двенадцати описанных Штайнером чувств. Мы, по-видимому, не ошибемся, если отнесем лечебнопедагогически ориентированное учение о чувствах, опирающееся на Рудольфа Штайнера, к тем основополагающим проблемам, к которым Кёниг, наряду с многочисленными другими своими занятиями, постоянно возвращался до конца своей жизни.