Пропустить навигацию.
Главная

Л. Б. Борисов Медицинская микробиология, вирусология, иммунология ч 1

МЕДИЦИНСКАЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ,

ВИРУСОЛОГИЯ,

ИММУНОЛОГИЯ

Медицинское информационное агентство

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

100-летию Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова и первой в России самостоятельной кафедре микробиологии

ПОСВЯЩАЕТСЯ

Л.Б. Борисов

МЕДИЦИНСКАЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ,

ВИРУСОЛОГИЯ,

ИММУНОЛОГИЯ

Издание четвертое, дополненное и переработанное

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших заведений, обучающихся по медицинским специальностям

МЕДИЦИНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО

Москва ♦ 2005

уда 12.012.1 (075)

СБК 52.64-Ъ5%

Автор: Ьорисов Леонид Борисович — профессор, академик РАЕН, засл. деятель науки РФ.

Учебник написан при участии:

Б.Н. Софонова, А.Д. Апьштейна, Н.П. Блинова, В.А. Зуева,

A.М. Королюка, Б.Н. Козьмина-Соколова. А.П. Красильникова,

B. М. Сафьяновой, Т.Т. Смольской, И.С. Фрейдлин.

Рецензенты:

В.П. Иванов — профессор, заслуженный работник высшей школы,зав. кафедрой микробиологии СПб ГМА им. И.И. Мечникова.

В.Б. Сбойчиков — профессор, начальник каф. микробиологии Военно-медицинской Академии.

М.М. Соловьев — профессор, зав. кафедрой хирургической стоматологии университета И П Павлова.

Борисов Л.Б. ------.

Б59 Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.: ООО «Медицинское информационное агентство. 2005. 736 с ' Мл ISBN 5-8948I-278-Х

В соответствии с учебной программой учебник состоит из четырех частей. Часть первая «Общая медицинская «микробиология» содержит сведения об истории микробиологии, вирусологии и иммунологии, о систематике микроорганизмов, морфологии и ультраструктуре, физиологии и биохимии, генетике, микроэкологии, включает микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии. Часть вторая «Инфектология» посвящена молекулярно-биологическим и микробиологическим аспектам патогенности и вирулентности бактерий, их токсинам, формам и видам инфекции. Часть третья «Иммунология» содержит современные сведения о центральных и периферических органах иммунной системы, иммуногенезе, иммунопатологических состояниях и прикладной иммунологии. Часть четвертая «Частная медицинская микробиология» включает четыре главы: «Медицинская бактериология», «Медицинская вирусология», «Медицинская микология» и «Медицинская протозоология». Специальная глава «Основы клинической микробиологии» написана для субординаторов 6 курса, а глава «Микробиология и иммунология стоматологических заболеваний» — для студентов стоматологических факультетов. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля.

Учебник предназначен для студентов и аспирантов всех факультетов медицинских вузов.

УДК 612.012.1 (075) ББК 52.64

© Борисов Л.Б., 2005 © ООО «Медицинское информационное агентство», 2005 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного ISBN 5-89481-278-Х разрешения владельцев авторских прав

ПРЕДИСЛОВИЕ

В канун наступающего столетия, ознаменовавшегося крупными достижениями во многих разделах микробиологии, вирусологии, иммунологии и других медико-биологических дисциплин, возникла необходимость в пересмотре устаревших положений и введения в учебник новых сведений, касающихся механизмов патогенности рассматриваемых микроорганизмов, патогенеза и иммунологии вызываемых ими инфекционных заболеваний, их вакцинопрофилактики, химиотерапии и лабораторной диагностики.

Однако в начале XXI века приходится признать несоответствие современного уровня науки с использующимися в настоящее время устаревшими методами обучения, которые по сути дела не изменились за прошедшие столетия. Это создает большие трудности в доведении до студентов новой информации, которая во все возрастающем количестве поступает в наше распоряжение. В будущем эти трудности возрастут. По нашему мнению, настало время пересмотреть существующую систему обучения студентов в медицинских и биологических вузах и начать переход на персональное компьютерное обучение. Для этого кроме специальных обучающих компьютерных программ потребуются компьютерные учебники — новые учебные пособия, до сих пор не известные высшей медицинской школе.

Компьютерные учебники должны быть простыми для пользовате-лей-студентов, содержать полный объем необходимой информации и максимум иллюстративного материала высокого качества. В отличие от обычных учебников фактический материал в них излагается в форме ключевых понятий, сформулированных в виде вопросов с вариантами правильных и ошибочных ответов. Это потребует от обучающего активной работы, понимания, а не механического запоминания отдельных фактов. Для выбора и аргументации правильных ответов учебник должен быть снабжен соответствующими пояснениями, иллюстрированными высококачественными цветными и черно-белыми рисунками, таблицами, схемами, микроскопическими и электронно-микроскопическими фотографиями. Обучающая компьютерная программа должна соответствовать определенным требованиям, в частности, обеспечить невозможность перехода к изучению последующего вопроса без получения правильного ответа на предыдущий. Компьютерный учебник не потребует переизданий, поскольку в него можно будет постоянно вводить новую информацию, неограниченное количество иллюстративного материала и убирать устаревшие сведения. Тестовая программа учебника позволит опрашивать студентов с указанием оценки и появлением на дисплее правильных ответов наряду с ответами студента.