Пропустить навигацию.
Главная

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ В 3 ТОМАХ Под редакцией члена-корр. РАМН Ю. Г. ШАПОШНИКОВА т 1 ч 3

В современных условиях вполне реально оснащение самолетов рентгенологической аппаратурой, установками для гипербарической оксигенации.

Поскольку в реальных условиях нельзя исключить возможность или необходимость работы медицинской бригады самолета на земле, в машину могут быть внесены конструктивные изменения, предусматривающие возможность обеспечения электроэнергией за счет вспомогательного двигателя без запуска маршевых двигателей.

Очевидно, что такие самолеты могут представлять собой специ-авизированные медицинские подразделения, способные решать достаточно большой круг задач, связанных не только с непосредственной эвакуацией раненых.

Создание подобных средств лечебно-транспортной авиационной эвакуации неизбежно влечет за собой совершенствование и других звеньев эвакуации, составляющих общую систему лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Очевидно, что, для того чтобы поддерживать соответствующий уровень оказания неотложной реанимационной и хирургической помощи, нужно, чтобы и наземные средства эвакуации тоже были соответствующим образом оснащены и укомплектованы. В этом случае проблема оказания неотложной помощи в процессе эвакуации, с одной стороны, и продолжения начатой на предыдущем этапе интенсивной терапии, с другой, будет решена и основополагающий принцип преемственности и непрерывности проведения лечебных эвакуационных мероприятий будет выдержан полностью, что, конечно, будет способствовать улучшению результатов лечения раненых.

Следует предусматривать общую предполетную подготовку, которая включает согревание, опорожнение мочевого пузыря и кишечника, эвакуацию желудочного содержимого, коррекцию иммобилизации, закрепление или смену повязки, снабжение средствами индивидуального согревания, профилактики воздушной болезни.

Реальными представляются следующие мероприятия, выполняемые персоналом, сопровождающим раненых: обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, вплоть до интубации с ИВЛ или трахеостомией; оксигенотерапия; закрытие открытого пневмоторакса как с помощью окклюзионной повязки, так и хирургическим путем, окончательная остановка наружного и внутреннего кровотечения; дренирование плевральной полости при напряженном нарастающем пневмотораксе или гемопневмотораксе; длительная искусственная вентиляция легких при расстройствах дыхания любого генеза; внутривенное введение растворов; венесекция; переливание крови; все виды обезболивания, включая новокаиновые блокады; дополнительная иммобилизация с помощью штатных средств; комплексная симптоматическая медикаментозная терапия.

Преемственность лечения обеспечивает тщательную регистрация данных о состоянии раненого и учет диагностических и лечебных процедур, проводимых в полете. С этой целью необходимо использовать специальную реанимационную авиакарту.

Четыре условия делают авиамедицинскую эвакуацию безопасной: четкое определение показаний и противопоказаний к эвакуации, правильное установление срока эвакуации, предэвакуационная подготовка раненых, помощь в необходимом объеме в процессе эвакуации. Каковы возможности воздушной эвакуации в настоящее время? Это прежде всего эвакуация по неотложным показаниям тяжелораненых с реанимационным или хирургическим обеспечением, доставленных на борт без оказания квалифицированной неотложной помощи, эвакуация раненых после оказания квалифицированной помощи в ранние сроки после операций для доставки на этап специализированной помощи, эвакуация наиболее тяжелораненых при перегрузке данного этапа и необходимости его экстренного высвобождения, усиление этапа эвакуации за счет сил и средств вертолета или самолета.

В современных условиях весьма вероятно возникновение несоответствия между потребностью в необходимых мероприятиях лечебно-эвакуационного плана и реальной возможностью их своевременного выполнения из-за массового поступления весьма разнообразных по структуре раненых. В связи с этим эвакуация раненых с использованием реанимационных вертолетов и самолетов является чрезвычайно важным звеном в системе этапного лечения пострадавших.

РЕГЕНЕРАЦИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ

2 0.1. УЛЬТРАСТРУКТУРА КОСТНОЙ ТКАНИ

Костная ткань — биологический композит, главными компонентами которого являются волокнистые коллагеновые структуры, минерализованное основное вещество, костные клетки, система интерстициальных каналов. Различают зрелую и незрелую (эмриональную) костную ткань. Зрелая костная ткань может быть губчатой или компактной.

Волокнистые коллагеновые структуры представлены сложной иерархической системой, которая включает коллагеновые молекулы, микрофибриллы, волокна и волокнистые комплексы (рис. 20.1). Основа этих структур — коллагеновый белок — составляет около 95% органического матрикса кости. Молекулы коллагенового белка стержневидной формы, толщиной 1,5 нм и длиной 300 нм, построены из трех полипептидных а-спиралей, включающих около 1000 аминокислотных остатков. Костный коллаген практически полностью состоит из коллагена I типа с формулой [а1(1)]2аг.

Молекулы образуют надмолекулярные агрегаты — микрофибриллы, состоящие из 4—5 молекул коллагена по диаметру с характерным смещением на */\ по отношению друг к другу. Микрофибриллы имеют волнисто-спиральную форму, толщину 3,5—5 нм и неопределенную длину. Они существуют в свободном виде и в агрегатах, называемых фибриллами. Последние имеют нитевидную спиралевидную форму, округлые очертания на поперечном срезе, характерную периодичность (60—70 нм), т. е. правильное чередование светлых и темных участков по длине фибриллы. Толщина фибрилл 90—170 нм. Они ветвятся. Большая часть фибрилл объединяется в коллагеновые волокна — более сложную структуру, меньшая часть существует самостоятельно.