Пропустить навигацию.
Главная

Я. Л. Коломинский Е. А. Панько С. А. Игумнов - ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ ч.3

...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах.
Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и
договорились с детьми, по очереди — сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла
очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась.
«Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,— в ответ на просьбу мальчика резко
ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице.
Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать.
Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала
грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой.
Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы
будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть
и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием
откликнулись на предложение воспитателя (из материалов Е. А. Панько).
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем,
без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью
детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя
использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка.
Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные
условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что
именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность
в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени
способствует созданию благоприятного психологического климата в детском
саду и школе.
Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на
детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитар-
ную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «ав-
торитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана
Практические задания 321
в целом ряде исследовании (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С Мухина, Л. Н. Ьашла-
кова и др.).
Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев
справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном
процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное
педагогическое общение воспитателя с детьми детского возраста. Интересы,
склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят
отражение в стиле его профессионального общения.
Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада.
В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о
бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная
мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким
уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание
такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педагогического
общения.
В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя,
важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе
детского сада.
Вопросы для повторения
1. Какие требования предъявляются к личности отечественного воспитателя?
2. Раскройте структуру деятельности воспитателя детского сада и охарактеризуйте
каждый из ее компонентов.
3. Что такое педагогическое общение? Каковы условия его оптимизации?
Практические задания
1. Пронаблюдайте за деятельностью воспитателя в процессе руководства им игрой
детей. Выявите уровень развития его профессиональных умений, необходимых
для руководства игровой деятельностью детей.
2. На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической
деятельностью воспитателя попытайтесь определить его уровень развития
понимания детей.
3. С помощью бесед, наблюдений за взаимодействием педагога с детьми, с их родителями
выявите преобладающий тип отношения воспитателей к детям одной
из групп детского сада, доминирующий стиль руководства каждого из педагогов.
Отличаются ли они? Чем? Наметьте в случае необходимости пути,
направленные на коррекцию стиля руководства воспитателей.
4. Оцените с помощью рейтинга свои профессиональные умения. Какие профессиональные
умения у вас наиболее развиты? Уровень развития каких еще
недостаточно высок? Разработайте программу профессионального самовоспитания.
11 Зак. 763
Глава 24
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
§ 1. Психологические особенности подростков
Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями
психических процессов, которые отличаются от психических процессов
как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное
мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление
становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков
младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя
занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее
сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.
Характерные черты подростков — пытливость ума и жадное стремление к познанию,
широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием
системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки
обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют.