Пропустить навигацию.
Главная

Ю.В. Менхин, А.В. Менхин ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ч1

Ю.В. Менхин, А.В. Менхин

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ВЫСШЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Ф

МЕНХИН Ю. В., МЕНХИН А. В.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

Допущено Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации в качестве учебника для вузов физической культуры

«ФЕНИКС»

Р остов-на- Дону 2002

ББК 53.54 М 50

Рецензенты:

доктор педагогических наук профессор В. К. Бальсевич; доктор педагогических наук профессор Ю. К. Гавердовский; доктор педагогических наук профессор В. И. Жолдак.

Менхин Ю. В., Менхин А. В.

М 50 Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

Учебник «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» является первым официальным изданием по дисциплине «Физическая культура», входящей в Учебный план по специальностям 022300 — «Физическая культура и спорт» и 022500 - «Адаптивная физическая культура».

В учебнике впервые представлены теоретико-методические основы особой исторически сложившейся области физического воспитания — оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы, виды оздоровительно-кондиционной и оздоровительно-спортивной направленности, а также группы эффективных оздоровительных средств и оригинальные методы их применения.

КВК 5-222-02298-6 ББК 53.54

О Оформление: изд-во «Феникс», 2002 © Менхин А. В., Менхин Ю. В., 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству лишь спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене.

Следствием этого стало размежевание «олимпийской» и «массовой» гимнастики. Но в связи с этим стало очевидным существование двух методологий: методологии массовой

гимнастики и методологии гимнастики высшего мастерства. Каждая из них имеет свой предмет и объект, принципы и правила, средства и методы, формы организации.

Меяеду тем они являются продуктом исторически «сложившейся системы физического и двигательного совершенствования, именуемой «гимнастика». Вот почему различные в принципе методологии двух гимнастик взаимопроникают — что и позволяет делать определенные обобщения, на основании которых в конкретной области специалист сможет производить выбор средств, методов и форм организации работы.

Обобщения эти — своеобразный каркас, собранный из факторных блоков естественных законов и педагогических закономерностей, на который в каждом конкретном случае нанизываются частные формы организационного обеспечения и решения конкретных задач.

С другой стороны, значительно возросла потребность в специалистах, способных с высоким качеством осуществлять работу именно физкультурно-оздоровительного характера. Она может быть удовлетворена только при соответствующем научно-методическом обеспечении процесса их подготовки. В связи с этим в вузах физической культуры в последнее время открыты новые факультеты и специализации по физкультурно-оздоровительной работе.

При всем положительном значении этой акции следует заметить, что в данных учебных структурах по непонятным причинам оздоровление понимается лишь в аспекте восстановления утраченных функций, соответственно чему разработаны и программы обучения специалистов, оставляющие вне поля зрения другой аспект оздоровления — развивающий, относящийся к значительно большей практически здоровой части населения.

Представляется, что это — довольно существенный недостаток в научно-методическом обеспечении подготовки специалистов. Исправить его может разработка различных основополагающих материалов, одной из обобщенных форм которых может и, по нашему мнению, должен стать соответствующий учебник.

Попытка создания такого учебника и предпринята коллективом авторов.

В написании учебника приняли участие:

А. В. Менхгн (главы: П. 1,2,4,5,9; Ш.4,6,7: Ш.З - в соавт. с М. П. Ивлевым, П.4 — в соавт. с Б. К. Ивлиевым, Ш.З — в соавт. с Е. Ю. Поповой, Ш.5 - в соавт. с В. В. Козловым, IV.2 и У1.2 — в соавт. с Ю. В. Менхиным);

Ю. В. Менхин (1.1,3,4; П.7; Ш.1; 1У.1,2,3,4; У.2,3,4; У1.2, 3; П.8 — в соавт. с Е. Е. Биндусовым и Л. В. Попадь-иной);

Н. Д. Граевская (Введение), Т. И. Долматова (IV.4), А. Л. Дружков (VII), Е. Б. Мякинченко (1.2), Ю. А. Попов (Ш.2), В. Н. Селуянов (П.6 - в соавт. с Е. Б. Мякинченко).

Общую редакцию осуществили А. В. Менхин и Ю. В. Менхин.

Введение ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье — важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. Здоровье человека отражает уровень жизни и санитарного благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственный климат в обществе, настроение людей. Уровень здоровья зависит, в свою очередь, от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий, экологической обстановки, питания, отдыха, образа жизни, культуры, образования, состояния здравоохранения и медицинской науки и во многом — от степени двигательной активности человека.

При этом надо иметь в виду, что здоровье — это комплексное социально-биологическое понятие. Имеется много определений этого понятия. Для преподавателя физической культуры особенно важно, что здоровье нельзя рассматривать только как нормальную структуру и функционирование органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений. Не менее важным его критерием являются приспособительные возможности организма. Здоровый человек — это прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям среды, способен в новых условиях полноценно выполнять свои биологические и социальные функции.